Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Фарміраванне пазітыўнай асобы вучня

Суицид – это умышленное лишение себя жизни.

Что касается подросткового суицида:

До 12 лет – суицидальные попытки редки;

с 14-15 лет – суицидальная активность резко возрастает;

в 16-19 лет – суицид достигает максимума.

Факторы риска.

  • психозы и пограничные психические расстройства;
  • повторные суицидальные действия, постсуицид;
  • подростковый возраст;
  • экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
  • утрата престижа;
  • конфликтная психотравмирующая ситуация;
  • употребление наркотиков, алкоголя;
  • особенности характера и темперамента.
  • сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;
  • неполноценность коммуникативных систем;
  • неадекватную (завышенная, заниженная или неустойчивая) самооценку.

 

Суицидальное поведение вызвано, как правило, не одним, а несколькими взаимодействующими мотивами.

Основные суицидальные мотивы (С.В. Бородин и А.С. Михлин):

1.Лично-семейные:

  • семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  • болезнь, смерть близких;
  • одиночество, неудачная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • оскорбление со стороны окружающих и т.д.

2.Состояние здоровья:

  • психические заболевания;
  • соматические заболевания;
  • уродства.

3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

4. Конфликты, связанные с учебой.

5. Материально-бытовые трудности.

Общие признаки суицидального риска:

  1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Однако в данном случае это происходит часто.
  2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение подростка  чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен.
  4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.
  5. Нарушение аппетита (отсутствие или наоборот, переедание).
  6. Раздача подарков окружающим. Некоторые подростки, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья.
  7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией всей его жизни.
  8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Например, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве.
  9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы.
  10. Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Какие же имеются признаки проявления стресса и суицидальных намерений у детей и подростков? Существуют различные группы признаков.

  1. Поведенческие признаки
  • потеря интереса к обычной деятельности;
  • необычное снижение активности, безволие;
  • плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
  • необъяснимые или частые исчезновения из дома, пропуски занятий, прогулы;
  • употребления алкоголя или наркотиков;
  • инциденты, приводящие к конфликтам с правоохранительными органами, участие в драках и беспорядках.
  • склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам;
  • посещение врача без очевидной необходимости, употребление таблеток;
  • расставание с дорогими вещами или деньгами;
  • подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовление к уходу;
  • телефонные звонки от незнакомых людей, особенно в ночные и утренние часы;
  • ночное бодрствование, «зависание»  в Интернете.
  1. Интеллектуальные изменения
  • внезапное снижение успеваемости;
  • потеря интереса к привычным увлечениям, к учебе, к общению со сверстниками;
  • предпочтение в литературе, искусстве, мрачных, пессимистических тем; поглощенность темой смерти;
  • появление необычных рисунков (киты, бабочки).
  1. Эмоциональные признаки
  • любые внезапные изменения в  настроении, особенно отдаляющие от близких людей;
  • амбивалентность (противоречивость);
  • беспомощность, безнадежность;
  • переживание горя;
  • признаки депрессии (плохое настроение, подавленность, нежелание общаться, заниматься привычными делами);
  • вина или ощущение неудачи, поражения;
  • чрезмерные опасения илистрахи;
  • чувство собственной малозначимости;
  • рассеянность или растерянность.
  1. Изменения внешнего вида:
  • Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
  • Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.
  • Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
  • Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

 

КАКИЕ ЕСТЬ ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ?

ВОСПРИНИМАЙТЕ ЕГО (ЕЁ) ВСЕРЬЁЗ. Относиться снисходительно нельзя: он уже не «на верхнем уровне детскости», а на «нижнем уровне взрослости».

ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь сразу броситься разуверять его или утешать общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

Если его слова вас пугают, скажите об этом прямо. Его поздно оберегать: ему нужна помощь, а не фальшивые заверения о том, что всё в порядке.

ОБСУЖДАЙТЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к собеседнику.

Не давите на него. Но покажите, что его судьба вам не безразлична.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать собеседника за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите рефрейминг – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получаете ответ, переходите на конкретику. Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет? Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем – признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Всегда  обращайтесь за помощью к специалистам. Если Вы заметили в поведении, внешнем виде, при разговоре с учеником возможные признаки приближающегося суицида, не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Обратитесь за помощью к родителям, администрации, педагогу-психологу учреждения образования, медицинским специалистам минского городского клинического диспансера по адресу Янки Лучины,6.  Это станет большим вкладом в помощь данному ученику. И помните, что при попытке суицида никогда нельзя оставлять ребенка одного.

Раздзелы сайта