Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Межшкольное методическое объединение учителей трудового обучения (обслуживающий труд) учреждений общего среднего образования Первомайского района

План

проведения заседания межшкольного методического объединения

учителей трудового обучения (обслуживающий труд)

учреждений общего среднего образования Первомайского района

Тема: «Совершенствование психолого-педагогической компетенции учителя трудового обучения».

Цель: Повышение психолого-педагогической грамотности учителей обслуживающего труда, необходимой для овладения методами и современными способами организации образовательного

 Задачи:

актуализировать знания педагогов о приёмах и методах совершенствования психолого-педагогической компетенции учителя трудового обучения;

представить образцы эффективного опыта педагогов по совершенствованию предметно-методических компетенций учителя обслуживающего труда;

провести тренинг «Поддержка с педагогом-психологом;

мотивировать учителей обслуживающего труда на обобщение, описание и представление эффективного опыта своей педагогической деятельности

Методическое обеспечение: выставка методической литературы, презентации к выступлениям, материалы из опыта работы учителей

Дата и время проведения: 19.03.2020, 15.30

Место проведения: государственное учреждение образования «Средняя школа № 63 г.Минска имени М.Ф. Малакович»

Форма проведения: круглый стол

Состав участников: учителя трудового обучения (обслуживающий труд)

Координатор: Никитенко Л.Н., методист управления координации методической работы МГИРО

  1. Вступительная часть:

1.1.Тема, цели и задачи межшкольного методического объединения.

Минченко Н.А., руководитель межшкольного методического объединения

  1. Основная часть:

Вопросы для обсуждения

2.1   Совершенствование психолого-педагогической компетенции учителя трудового обучения.                        

Минченко Н.А., руководитель межшкольного методического объединения

2.2 Совершенствование предметно-методических компетенций учителя трудового обучения (из опыта работы).

Сальникова Л.Н., руководитель районного методического объединения учителей обслуживающего труда

2.3 Самоанализ урока трудового обучения как основа рефлексивной деятельности учителя.

Кулагина Д.Н.., учитель трудового обучения государственного учреждения образования «Средняя школа № 137

г. Минска имени П.М. Машерова»

2.4 Совершенствование психолого-педагогической компетенции учителя трудового обучения в процессе сотрудничества с педагогом-психологом (тренинг «Поддержка»)

3. Заключительная часть:

3.1. Выработка рекомендаций.

3.2. Подведение итогов. Рефлексия.

Материалы по вопросам обсуждения

Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова) подробнее

Презентация "Как вести себя в конфликтной ситуации: способы решения конфликтов" подробнее

Презентация "Совершенствование психолого-педагогической компетенции учителя трудового обучения" подробнее

Психологическая поддержка педагогов

в учреждении общего среднего образования

из опыта работы педагога-психолога Новицкой Натальи Викторовны государственного учреждения образования «Средняя школа №121 гМинска»

Поддержка – это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, и касающийся той области, в которой он в данный момент испытывает трудности. Поддержка может быть выражена в вербальной и невербальной формах (прикосновение, взгляд, жест, интонация и т.д.). Поддержка наряду с комплиментом и похвалой относится к знакам внимания. Знаки внимания – это высказывание или действие в адрес собеседника, которое призвано улучшить его самочувствие и вызвать положительные эмоции.

Правила оказания поддержки:

-поддержка должна быть искренней: в противном случае у собеседника не будет ощущения поддержки;

-поддержать – собеседника – значит показать ему, что в него верят;

-поддержки не бывает много;

-важно найти для человека особенные слова, которые помогут ему укрепить веру в себя;

-поддерживая собеседника, не нужно давать оценку его словам или поступкам; не нужно сравнивать его с другими, только с ним самим;

-важно уметь поддерживать не только других, но и себя.

Варианты поддержки:

-обращение к народной мудрости – пословицам, афоризмам и т.д.;

-предложение помощи;

-предоставление собеседнику возможности выговориться;

-присоединение к чувствам собеседника;

-предложение поделиться своим опытом;

-демонстрация уверенности в том, что всё уладится;

-выражение уверенности в том, что собеседнику по силам справиться с ситуацией;

-акцент на том, что есть возможность изменить ситуацию;

-поиск положительных моментов в случившемся.

Психологическая поддержка – это система социально-психологических, психолого-педагогических способов и методов помощи лицу с целью оптимизации его психоэмоционального состояния в процессе формирования способностей и самосознания, содействия профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности на рынке труда и направлению усилий человека на реализацию собственной профессиональной карьеры (Подробнее см.:

http://kodeksy.com.ua/ka/dictionary/p/psihologicheskaya_podderzhka.htm)

(Psychological support) – действия руководителя, направленные на побуждение подчинённых к выполнению рабочего задания. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение.

В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала актуальной. В связи с переходом современной школой на личностно ориентированные модели образования, повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в образовательном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т. п. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Тенденция современного образовательного пространства такова, что у педагогов отмечаются высокое эмоциональное истощение, проявляющееся в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, эмоциональном перенасыщении; высокая деперсонализация (особенно у учителей), при которой наблюдаются нарушения отношений с другими людьми, излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к воспитанникам. Педагогами не всегда осознаётся обратная связь между процессом обучения и получаемым результатом, результаты не всегда соответствуют затраченным силам. Эмоциональное истощение и деперсонализация характеризуют синдром «эмоционального выгорания» в психологической деятельности. Педагоги обладают средним уровнем волевой саморегуляции, эмоционального равновесия, умением восстанавливаться, то есть не всегда имеют достаточный запас приёмов и методов саморегуляции своего эмоционального состояния. При этом педагоги обладают хорошим потенциалом развития и самосовершенствования: стремятся к саморазвитию, готовы к самоанализу, верят в свои возможности, ощущают удовольствие от освоения нового.

Критерии психологического здоровья педагога:

  • нервно-психическая устойчивость,
  • владение навыками конструктивного общения,
  • владение навыками саморегуляции,
  • стремление к саморазвитию.

С какими трудностями может столкнуться психолог, пришедший в школу и желающий помочь педагогу?

  • неготовность педагогов к сотрудничеству, демонстрация реакций негативизма, отказа от совместной деятельности;
  • педагог идёт на формальное сотрудничество с психологом;
  • недостаточный уровень профессиональной подготовки самого психолога;
  • загруженность педагогов, дефицит времени для работы с педагогом-психологом;
  • невозможность оказания психологической поддержки педагогам с глубокими личностными деформациями.

В результате психологической поддержки

®   снимается эмоциональное напряжение,

®   педагоги повышают свою психологическую компетентность в вопросах поддержки своего здоровья,

®   улучшается эмоциональное самочувствие педагогов, снижается эмоциональное напряжение,

®   повышается мотивация педагогов к саморазвитию, к обучению новым методам саморегуляции,

®   создаются комфортные, позитивные взаимоотношения между педагогами,

®   педагоги получают практические знания, которые могут передавать другим,

®   педагоги изменяют своё отношение к собственному психологическому здоровью, а значит, происходят изменения в личностной и профессиональной позиции педагога,

®   выигрывает и ученик (изменения в профессиональной и личностной позиции учителей положительно воздействует на психологическое здоровье ученика).

Обычно рекомендуют следующие мероприятия по психологической поддержке педагогов:

  • Профилактическая работа: психологические игры, занятия с элементами тренинга, тренинги, коммуникативного взаимодействия, креативности, саморегуляции психоэмоциональных состояний.
  • Коррекционная работа: тренинги личностного роста, коррекции отношения к себе, релаксация.
  • Индивидуальные консультации по проблемам личностного характера, проблемам взаимоотношений с учащимися, родителями, педагогами

Значимость мероприятий по психологической поддержке педагогов заключается в том, что педагог получает практические рекомендации и навыки по сохранению своего психологического здоровья, знакомится с психологическими приёмами и средствами поддержания здоровья.

О проблемах психолого-педагогической поддержки педагогов:

®   Школьный психолог – часто преимущественно психодиагност. Это самый простой путь, это то, что можно показать администрации. И, к сожалению, нередко, провести психодиагностику – то основное, с чем школьная администрация обращается к педагогу-психологу. Все групповые занятия – это капля в море. Проводить тренинговые занятия в рамках школы практически невозможно (все участники группы знакомы, и ни о какой конфиденциальности речи быть не может; недостаток времени; для проведения тренингов нужна специальная квалификация и, как правило, такие тренеры только этим и занимаются). Занятия реальным психологическим консультированием в рамках школы тоже не может быть массовым.

®   Включённость школьного психолога в «коллектив». Что может унести его с нейтральной позиции, что идёт во вред, как самому психологу, так и тем, с кем он работает. Естественно, что в таком случае встаёт вопрос о доверии школьному психологу. Если же психологическую службу вынести за рамки школы, то это может привести к фактическому отсутствию психолога в школе.

®   Психологу тоже нужна поддержка.

®   Наиболее эффективно, на мой взгляд, психологическая поддержка педагогов могла бы осуществляться через общение в интернет-сообществах, когда высокий профессионализм помогающего можно обеспечить, и о конфиденциальности не придётся беспокоиться.

Таким образом, перед школьным психологом, на сегодняшний день, стоит проблема выбора между массовостью и качеством оказываемой поддержки. Моё убеждение, что психологическая помощь эффективнее, когда оказывается индивидуально, так как у каждого свой путь к проблемам, которые он имеет.

Моя работа с педагогами по их психологической поддержке включает:

®  Оформление печатных консультаций (стенд, буклеты-памятки, школьный сайт).

®   Индивидуальные занятия-консультации (отреагирование, релаксация, поддержка, анализ ситуации и альтернативы и др.).

®   Оказание поддержки как знак внимания.

®   Групповые занятия (с элементами тренинга). Важно сочетать получение новых знаний с практическими упражнениями, с релаксационными техниками. Например, семинар-тренинг, консультация-тренинг.

®   Включение групповых упражнений в работу методических объединений, творческих групп. В этом случае часть занятия посвящена интерактивным техникам.

®   Консультации по результатам диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися.

®   Помощь в работе с родителями (присоединение, совет-подсказка как найти общий язык, помочь увидеть ситуацию по-новому и др.).

®   Помощь в разработке и проведении мероприятий (преимущественно молодым классным руководителям).

®   Диагностика эмоционального выгорания педагогов. Консультирование по результатам диагностики.

®   Психологические игры (идеи Н.А. Сакович).

Среди используемых методов в работе с педагогами я отдаю предпочтение арт-терапевтическим техникам. Обычно это рисуночные методики, коллаж, расстановки, метафорические ассоциативные и другие психологические карты. Арт-терапия даёт возможность работать с внутренними состояниями, мыслями человека без озвучивания. Арт-терапия – это корректная мягкая работа, она безопасна и экологична. Поэтому её можно применять в работе с педагогичским коллективом.

Упражнение 1.

Нарисуйте ассоциацию к слову «поддержка». После выполнения работы ответьте на вопросы: что можно считать поддержкой, кто или что поддерживает Вас в жизни, что Вы чувствуете, когда Вам оказывают поддержку.

Упражнение 2.

Ниже приведено определение психологической поддержки из словаря терминов чрезвычайных ситуаций. При прочтении слово «спасатель», заменяйте на слово «педагог» или «учитель».

Поддержка психологическая – комплекс психопрофилактических элементов и психокоррекционных мероприятий, применяемых непосредственно во время работы в экстремальных условиях очагов чрезвычайных ситуаций и направленных на уменьшение психического напряжения специалистов и негативного влияния стрессогенных факторов на их работоспособность. Нацелена на поддержание высокой мобилизованности спасателей, на рациональное использование кратковременного отдыха, должна способствовать быстрейшему полному восстановлению психологического равновесия спасателей. Психологическая поддержка должна оказываться своевременно, безотлагательно, т.к. её отсутствие может привести к формированию острых реакций на стресс и, в дальнейшем, развитию на их основе посттравматических стрессовых расстройств (словарь терминов чрезвычайных ситуаций).

Что Вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

Упражнение 3.

Вспомните и обозначьте какую-либо сложную ситуацию (ситуацию неуспеха), в которой когда-то оказались Ваш близкий человек, родственник или коллега по работе.

Поддержать человека разными способами – подбери свой пример к каждому из приведённых в таблице.

Способ поддержки

Ваш пример

Найти сильные стороны собеседника в ситуации неуспеха: «Всё равно ты молодец, потому что в этой ситуации…»

 

Найти «плюсы» (позитивные стороны) этой ситуации

 

Произнести ободряющие и успокаивающие слова

 

Присоединиться к чувствам собеседника, поделиться своими чувствами: «Я тебя понимаю, потому что…»

 

Вспомнить народную мудрость – пословицы или поговорки, подходящие по смыслу в этой ситуации

 

Выразить уверенность в том, что собеседнику по силам изменить ситуацию

 

Предложить рассмотреть ситуацию с разных сторон

 

Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Как Вам лучше удаётся поддерживать окружающих? Какой способ поддержки Вы предпочитаете получать?

Упражнение 4.

Дорисовать начатое изображение и где-нибудь поместить изображение человечка.

АНАЛИЗ УРОКА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

Ф.И.О. учителя:

Дата:

Тема урока:

Тип урока: формирование умений и навыков

Метод обучения: Объяснительно- иллюстративный

1.Организационно-подготовительный этап

  • Подготовка к началу работы: рабочее место педагога и учащихся в порядке, имеются пособия, соответствующие теме урока, заготовки и инструменты, план-конспект урока.
  • Проверка пройденного материала: охват вопросами по пройденному материалу в полном объеме
  • Время, затраченное на этап - (рационально)

2.Теоретическая часть

  • Переход к этапу урока осуществлен плавно, логично, связан с предыдущим
  • Цели и тема урока названы
  • Методика изложения нового материала: педагогом применяется технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания
  • Использовались таблицы, опорные и операционные карты. Все наглядные пособия носят качественный характер.
  • Осуществлялись межпредметные связи с математикой, рисованием
  • Материал излагался доступно, логично, убедительно, научно
  • Имеет место проблемность обучения, профориентационная направленность изложения
  • Учащиеся воспринимают материал с интересом, психологический климат на уроке положительный, создана ситуация успеха
  • Внешний вид педагога, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала соответствуют педагогической этики
  • Время, затраченное на этап - (рационально)

3. Практическая часть

При проведении вводного инструктажа:

  • Дана характеристика задания
  • Вызван интерес учащихся к его выполнению
  • Задания соответствуют изучаемой теме
  • Приемы работы объяснены
  • Имел место практический показ приемов
  • Уделено внимание соблюдению правил техники безопасности
  • Время, затраченное на этап: (рационально)

При самостоятельной работе учащихся:

  • Применялась индивидуальная форма работы
  • Хорошая дисциплина, состояние рабочих мест в порядке, расположение инструментов в соответствии с требованиями
  • Текущий контроль проведен своевременно
  • В сочетании с контролем учителя организован самоконтроль
  • Время, затраченное на этап - (рационально)

4.0рганівацііоііно-заключптельная часть

Итоги подведены в полном объеме, дана общая оценка

Обсуждены типичные ошибки учащихся

При оценке работ проявлен педагогический такт

Сложился порядок уборки

Время, затраченное на этап - (рационально)

5. Выводы, предложения и оценка урока:

  • Цель урока достигнута
  • Осуществлялся плавный переход от этапа к этапу
  • Время на каждый этап затрачено целесообразно
  • План урока выполнен
  • Общая оценка урока «хорошо»

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ

  • Какова           характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  • Каково место данного урока в теме, разделе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
  • Какие задачи решались на уроке:

а)образовательные,

б)воспитательные,

в)          задачи развития?

Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

  • Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами урока?
  • На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
  • Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
  • Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
  • Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
  • Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
  • За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
  • За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  • Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
  • Запасные методические "ходы" на случай непредвиденной ситуации.
  • Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

Шаблон самоанализа

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам самоанализ урока. Структура и терминология опирается на монографию Юрия Анатольевича Конаржевского «Анализ урока».

Данный урок проходил в ................................. классе, в котором…..            Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны. Хочется сказать слова благодарности учителю.........

Если говорить о месте урока в курсе…то это (место в изучаемом разделе, теме) В рамках данной темы необходимо было.....................................

Следовательно, тип урока -... ….Изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные учащимся знания и проводится не только изложения и объяснения учителем, но и в форме разнообразной работы учащихся.

Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний обучающихся об…….для результативного усвоения следующего материала и применения при решении задач..

Образовательные задачи урока:

  • Систематизировать и обобщить знания обучающихся об электризации тел.
  • Научить основным подходам к           
  • Актуализировать значимость  

Развивающие задачи урока:

  • развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы)................................................................................................
  • развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию  
  • развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.
  • Развивать интерес к предмету.

Воспитательные задачи урока: Формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать

свою точку зрения. Воспитывать....

В структуре урока можно выделить несколько этапов:

Например: (Организационный, вход в урок, этап повторения и систематизации ранее приобретенных знаний, этап усвоения новых знаний, закрепление знаний, (решение задачи), информирование о домашнем задании, выставление отметок и рефлексия).

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный (когда предлагалась учебная ситуация - иллюстрация, в которой предлагалось    ), частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно - иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования п мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

     Использовались такие приемы: неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материала, ведение карты урока, резюме учителя

       Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.     Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие (карта урока), технические средства обучения

Активность была           %, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят.

Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты на мой взгляд оптимальны.

Урок имел…..направленность, решение задачи помогло сделать кольцевой композицию урока.

Особенно хорошо удалось воплотить в уроке……..  

Не удалось или не совсем удалось……..потому что

Спасибо, я готова ответить на ваши вопросы.

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА

из опыта работы Сальниковой Л.Н., руководителя районного методического объединения учителей обслуживающего труда

Формируемые компетенции

Название специальной дисциплины

Темы, дающие сведения о технологической компетентности

Формируемые знания

Формируемые умения

расчетно- графические компетенции

Технология обработки материалов

Графическая документация

- основы графики, графическую документацию,

— читать и выполнять эскизы, чертежи и технические рисунки

проектно- технологические компетенции

Технологический процесс и технологические операции по обработке материалов

-    содержание технологических операций,

-    составление технологической документации,

-      правила составления и решения технических и технологических задач;

- разрабатывать технологические процессы, составлять технологические и маршрутные карты;

- составлять и решать технические задачи;

- разрабатывать, изготавливать изделия, обладающие новизной, оригинальностью и практической значимостью;

Технологические компетенции

Материаловедение

Основы материаловедения Натуральные и химические волокна. Способы переплетения нитей. Строение тканых и нетканых материалов, их основные свойства. Варианты крепления волокон между собой. Основные характеристики свойств текстильных материалов и методы их определения.

-    основные характеристики текстильных материалов;

-    методы определения свойств текстильных материалов;

- условия эксплуатации и ухода за изделиями из текстильных материалов;

-    определять условия эксплуатации изделий из текстильных материалов;

-    выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств и условий эксплуатации;

-    использовать свойства текстильных материалов при их обработке и эксплуатации;

Производственно-технологические компетенции

Технология обработки текстильных материалов

Учебное место и правила безопасной работы в швейной мастерской.

- общие правила организации учебного места и безопасной работы в швейной мастерской

- организовывать учебное место и безопасную работу в швейной мастерской.

Ручная и машинная обработка материалов. Инструменты, приспособления и оборудование для обработки материалов. Бытовые швейные машины для учебной мастерской.

-    основные сведения о технологических процессах ручной, и машинной обработки материалов;

-      назначение, устройство и правила использования инструментов, приспособлений и оборудования для ручной и машинной обработки материалов.

- использовать инструменты, приспособления и оборудование в процессе ручной и машинной обработки текстильных материалов.

Методика преподавания обслуживающего труда

Организация общественно полезного труда учащихся.

- особенности организации творческого проектирования и общественно полезного труда в процессе обучения учащихся

- организовать творческое проектирование и общественно полезный труд учащихся в системе учебных и внеучебных занятий по обслуживающему труду

творческо- конструкторские компетенции

Техническое творчество

Моделирование и конструирование технических устройств

моделирование и классификация технических моделей; — конструирование и этапы создания технических устройств: общие вопросы технологии изготовления технических устройств.

- моделировать и конструировать технические устройства: - разрабатывать проектно- технологическую документацию на изготовление технических устройств

 

Методы поиска решений творческих технических задач.

методы поиска творческих технических решений;

— использовать методы поиска творческих технических решений:

 

Открытия, изобретения, рационализаторские предложения

- признаки открытия, изобретения и рационализаторского предложения

выделять признаки открытия, изобретения и рационализаторского предложения.

творческо- конструкторские компетенции позволяют учителям технического труда мотивировать учащихся, однако, эти компетенции могут быть рекомендованы для освоения и использования учителям обслуживающего труда.

Анализируя данные таблицы можно понять какие технико-технологические знания, умения и навыки необходимо сформировать учителям обслуживающего труда для повышения личностного роста и мотивации на обобщение и описание опыта своей педагогической деятельности.

Ведь это одно из важнейших условий совершенствования педагогической деятельности. Формирование предметно-методических компетенций является специальной педагогической задачей каждого учителя современной школы.

 


План

проведения заседания межшкольного методического объединения

учителей трудового обучения (обслуживающий труд)

учреждений общего среднего образования Первомайского района

Тема: «Проектная деятельность учителя и учащихся

на уроках трудового обучения».

Цель: проанализировать теоретико-педагогические основы, возможности, содержательные и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности общеобразовательной школы.

Задачи:

- актуализировать знания педагогов об основах организации проектной деятельности школьников;

- охарактеризовать специфику организаций проектной деятельности на уроках в средних и старших классах общеобразовательной  школы;

- проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности;

- выявить возможности и условия практической организации проектной деятельности на уроках трудового обучения.

Методическое обеспечение: выставка методической литературы, презентации к выступлениям, материалы из опыта работы учителей 

Дата и время проведения: 03.01.2020., 11.00

Место проведения: ГУО «Средняя школа № 63 г. Минска имени М.Ф. Малакович»

Форма проведения: педагогическая мастерская

Состав участников: учителя трудового обучения (обслуживающий труд)

Координатор: Никитенко Л.Н., методист управления координации методической работы МГИРО 

1. Вступительная часть:

1.1.Тема, цели и задачи межшкольного методического объединения.

Минченко Н.А., руководитель межшкольного методического объединения

2. Основная часть:

2.1 История возникновения проектной деятельности и метода проектов.

Минченко Н.А., руководитель межшкольного методического   объединения

2.2. Проектная технология, как фактор воспитания и развития творческих способностей обучающихся.

Сальникова Л.Н., учитель трудового обучения ГУО СШ № 121 г. Минска.

2.3. Использование метода проектов на уроках трудового обучения.

Бурыгина Л.Е., учитель трудового обучения ГУО СШ № 115 г. Минска.

2.4. Мастер-класс «Игрушки из фетра».

3. Заключительная часть. 

3.1. Рекомендации.

3.2. Подведение итогов. Рефлексия.

Материалы по вопросам обсуждения

История возникновения проектной деятельности и метода проектов.

Метод проектов возник в США во второй половине 19 в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Его ученики Е. Пархерст и В. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. «Брошенный вперёд» - таков точный перевод слова «проект» – это «бросок мыслью в будущее».

Группа русских педагогов-исследователей под руководством С.Т. Шацкого работала над внедрением проектного метода, начиная с 1905 года. Но в 1931 году этот метод был осуждён, а за рубежом развивался достаточно успешно, особенно в Великобритании, Израиле, Бельгии, Нидерландах. Английский преподаватель технологии Джеймс Питт рассказал о методе проектов в Брянском государствен­ном университете. Вся Россия с 1996 года, уроки технологии ведет по учебникам, написанным под редакцией В.Д.Симоненко, используя технологию изготовления изделия по методу проектов.

Метод проектов с одной стороны, выступает как педагогическая технология, а с другой стороны, как организация деятельности учащихся, построенная по принципу инженерного проектирования.

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся   приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – ПРОЕКТОВ.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, общество, бизнес, индустрия. Проекты могут быть разными, но организация и руководство проектной деятельностью требует от учителя серьёзной подготовительной работы.

Основными условиями применения метода проектов сводятся к следующему:

  • Существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского поиска и применения знаний
  • Значимость предполагаемых результатов(практическая, теоретическая, познавательная)
  • Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании
  • Структурирование этапов выполнения проекта
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора

Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

Суть метода проектовзаключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Проектная деятельность интегрирует содержание всех разделов образовательной области «Трудовое обучение», показывает их взаимосвязь и даёт возможность учащимся понять роль каждого блока.

Классификация проектов по содержанию следующая: исследовательский, творческий, игровой (ролевые), информационные, практико-ориентированные на основе логики дизайн – петли

Дизайн-петля – алгоритм проектной деятельности

  1. Определение потребности
  2. Дизайн-анализ существующих объектов
  3. Обозначение требований к объекту
  4. Выработка первоначальных идей
  5. Анализ идей
  6. Выбор одной
  7. Планирование
  8. Изготовление
  9. Рефлексия: Насколько успешно решена проблема? Насколько «я» был успешен в процессе проектирования

Проект – это самостоятельная, творчески завершенная работа, Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – «конечный продукт в уме».

Любой проект обязательно выполняется под руководством и помощью учителя задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы.

Проектная технология, как фактор воспитания и развития творческих способностей обучающихся.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена

  • Во-первых тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования
  • Во вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции
  • В-третьих проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста в будущем

Проектная деятельность учащихся направлена на выработку

  • самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ результатов
  • способствует развитию творческих способностей и логического мышления (разработка эскизов, дизайн-анализ, выбор технологи изготовления изделия, оценка полученных результатов)

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний полученных в ходе учебного процесса. Задачи проектной деятельности:

  • обучение планированию: чётко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, умение концентрироваться на протяжении всей работы на достижении цели
  • формирование навыков сбора информации: умение выбрать подходящую информацию и правильно её использовать
  • умение анализировать: креативность и критическое мышление
  • учение составлять письменный отчет: уметь составлять план работы, презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии
  • формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок

Важным фактором проектной деятельности является повышение мотивации учащихся при решении задач творческого характера, максимально приближенным к решению конкретных жизненных проблем. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому, происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремиться доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

   Проектная деятельность требует методической грамотности учителя, владение набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации работы. Основной акцент делается на следующих аспектах:

  • владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации
  • применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом
  • осуществление контроля и соблюдение всех этапов деятельности

Алгоритм деятельности руководителя проекта включает следующие элементы:

  • обучение учащихся приёмам и методам творческого поиска
  • разработка бланков проблемных заданий, каталога тем проектов
  • корректировка планирования учебной, внеурочной и домашней работы ученика с учётом организации проектной деятельности
  • помощь обучающимся в подготовке необходимой документации
  • организация защиты проекта

Проектная деятельность уникальный инструмент развития творческих способностей личности обучающихся, действенный фактор образовательного процесса, способствующий развитию педагога и ученика, формирующий высокий уровень образования.

Использование метода проектов на уроках трудового обучения.

Начиная с 2005 года, на уроках и внеурочной деятельности я начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета ученицы систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации индивидуальных и коллективных (бригадных) мини-проектов по кулинарии: тематическое составление меню и странички рецептов блюд, конкурс бутербродов, конкурс видов нарезки «овощной букет», конкурс салатов, конкурс тематической сервировки стола и приготовления блюд. Здесь важно правильно подготовить документацию, дать тематическое название и попытаться провести защиту своего блюда или сервировки стола (приложение № 2)

Творческие работы по материаловедению выполняются на основе выполненной лабораторной работы по определению свойств и вида ткани, они бывают индивидуальные и групповые, часто выполняют в технике коллаж. Главной задачей таких заданий, считаю, не оформление технической документации, а разработка сюжета, названия и создание рекламной ситуации, которая так важна при защите любого проекта.

Творческие проекты по рукоделию, изготовлению швейных или вязаных изделий имеют различную тематику, тесно связаны с потребностями каждой ученицы и возможностями её семьи. Так, у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Единственной трудностью выполнения проектов является необходимость затрат учителем большего количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Приходится подробно определять основные и дополнительные цели и этапы работы, чтобы сформировать навыки творческой деятельности, не подавляя инициативу школьника. При высказывании критических замечаний стараюсь быть очень корректной.

РУКОВОДСТВО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

При подборе объектов проектной деятельности учитываю:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • творческая постановка задачи;
  • практическая осуществимость проекта.

В тематике проектных заданий учитываю вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении работы.

На следующем этапе провожу индивидуальные консультации, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы.Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления, корректируем и исправляем ошибки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются.

Практический этап заключает в себе работу по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта. Совместно с учащимся разрабатываем технологическую карту на изготовление изделия.Далее помощь учащимся в работе над выполнением проектов оказываю на занятиях в порядке консультаций и заданий. На уроке вместе с учениками проверяю качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждаем последовательность изготовления и оформления изделий.

Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Проектное обучение (Дж. Дьюи, У. Кил­патрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоя­тельной познавательной и практической деятель­ности; формировании широ­кого спектра УУД, лич­ностных результатов, а результат - овладение учащи­мися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует фор­мированию познава­тельного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоя­тельность и самоор­ганизация учебной деятельности; Учитель является консультантом, моти­вирующим и направляющим ис­следовательскую, аналитическую, проектную деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффек­тивный маршрут решения предмет­ной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности. (Трунцева Т.Н., канд.пед.наук)

В России в 1920-е годы появился бригадно-лабораторный метод. Особенностью метода являлось соединение коллективной работы всего класса с индивидуальной. Бригадой называли часть класса, группу, состоящую из нескольких человек. При использовании метода на общих занятиях осуществлялось обсуждение заданий, планирование работы, установление сроков выполнения и обязательный минимум. После чего каждая бригада занималась самостоятельным выполнением задания, за которое лидер бригады - бригадир отчитывался перед учителем.

Но в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен постановлением ЦК КПСС(б), с тех пор среди отечественных педагогов при упоминании данного метода часто возникает реакция отвержения.Несмотря на то, что метод проектов был запрещен, некоторые его элементы были заимствованы и интерпретированы.

  • Трудовая школа - выявление индивидуальных особенностей ребенка, введение их в трудовую деятельность.
  • Метод учебного исследования (1920-е гг.) - при помощи учителя исследовать уже известные факты на теории и практике.
  • Студийная работа - превосходство самостоятельной работы и проработка материала отдельной группой, в лаборатории, без четко установленного расписания в присутствии учителя.
  • Комплексный метод (1923 год) - бессистемность изучения дисциплин, выдвижение центральных тем, практическая направленность.
  • Звеньевой метод - разделение труда в детском коллективе при работе с определенной темой и организация их самостоятельной работы.
  • Летняя школа (1931) - приобретение трудовых навыков политехнического воспитания и развития практических навыков.

Современные виды проектной деятельности

  • Видеофильм
  • Газета, журнал
  • Макет
  • Костюм
  • Картина, постер
  • Учебник, справочник
  • Деловая игра
  • Спектакль, инсценировка
  • Объект ручного труда

 


План

проведения заседания межшкольного методического объединения

учителей трудового обучения (обслуживающий труд)

учреждений общего среднего образования Первомайского района

Тема: Создание условий для формирования читательской грамотности учащихся при изучении учебного предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».

Цель: совершенствование методологической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки учителей трудового обучения

Задачи:

актуализировать знания педагогов об элементах передового международного опыта работы по организации условий для повышения читательской грамотности учащихся;

способствовать формированию у педагогов профессиональных компетенций, обеспечивающих создание условий для саморазвития каждого учащегося;

мотивировать учителей обслуживающего труда на обобщение, описание и представление эффективного опыта своей педагогической деятельности.

Дата и время проведения: 12.11.2019, 15.30

Место проведения: государственное учреждение образования «Средняя школа № 63г.Минска имени М.Ф. Малакович»

Состав участников: учителя обслуживающего труда учреждений общего среднего образования района

Форма проведения: семинар-практикум

Методическое обеспечение: выставка методической литературы, презентации к выступлениям, материалы из опыта работы учителей

Координатор: Никитенко Л.Н., методист управления координации методической работы государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

1. Вступительная часть:

1.1. Тема, цели и задачи межшкольного методического объединения.

Минченко Н.А., руководитель межшкольного методического объединения

2. Основная часть:

2.1.   Элементы передового международного опыта работы по организации условий для повышения читательской грамотности учащихся.

  Минкевич М.В., учитель трудового обучения государственного учреждения образования «Гимназия №18»

2.2    Виды заданий для обеспечения условий совершенствования читательских умений учащихся, рекомендованные по результатам республиканского мониторинга читательской грамотности учащихся.

Кулагина Д.Н., учитель трудового обучения государственного учреждения образования «Средняя школа № 137 г.Минска имени П.М.Машерова»

2.3.Составление заданий по тексту нового учебного пособия для 9 кл., способствующих повышению читательской грамотности учащихся.

(Работа в группах)

3. Заключительная часть:

3.1. Выработка рекомендаций.

3.2. Подведение итогов. Рефлексия.

Материалы по вопросам обсуждения

 

Формирование читательского умения

находить и извлекать информацию из текста

(Выступление Минкевич М.В., учителя

обслуживающего труда гимназии №18 г. Минска)

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контекстемеждународного тестирования в 1991 году.

Представители научных кругов в области социологии и психологиидоказали,чтоименночтениеспособствуетформированиюсоциальноориентированной, духовно зрелой, образованной личности, поэтому, для тогочтобы достичь мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве,государству нужны читающие и думающие люди.

Оценка сформированностиуровнячитательскойграмотности школьников проводитсяв рамках международных педагогических сследований PISA (ПИЗА) иPIRLS(ПИРЛС).При этом PIRLS исследует читательскую грамотность на переходемладших школьников от обучения чтению к чтению для обучения.Тестирование PISA считается одним из самых авторитетных исследованийкачества образования в мире.Результаты PISA и PIRLS прошлых лет говорят о сравнительно низкомуровне читательской грамотности школьников многих стран.

Одной из причин потери интереса к чтению является коренным образом изменяющаясяинформационнаякультурачеловечества.Мультимедийныеформыхранения, представленияивосприятияинформациивытесняюттрадиционное чтение. Чтения не становится меньше, оно по-прежнему главнаяинтеллектуальная технология, независимо от того, на чем отображается текст –на бумаге или на экране, но оно становится другим – некнижным.

Во многом причина кроется в нашем образе жизни, ведь процессистинного чтения требует некоторой смены ритма и собственных привычек. Напривитие интереса к чтению у ребенка непосредственное влияние оказываетотношение к чтению у родителей, членов семьи.

Вопросычитательскойграмотностибелорусскихшкольниковрассматривались в рамках республиканского мониторинга качества общегосреднего образования в 2014/2015 и в 2015/2016 учебных годах. Изучалсяуровень сформированностиу учащихся V, VIII классов читательских умений:находитьинформацию,заданнуювявномвиде,интегрироватьиинтерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание текста.

По результатам мониторинга педагогическим работникам учреждений образования для формирования умения находить и извлекать информацию из текстарекомендуется предлагать учащимся задания, к которых:

- между текстом вопроса и ответом нет однозначного лексического соответствия (то есть ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса, необходимы синонимические замены, а для этого и вопрос, и ответ необходимо понимать);

-  фрагмент текста, содержащий ответ на вопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой;

-   требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

«Читательская грамотность — способность человека понимать ииспользовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением длятого, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни» [PISA 2009].

На учебных занятиях педагоги чаще всего используют следующие виды заданий: 1) сделать обобщение или сформулировать выводы на основе прочитанного (83 % педагогов); 2) выделить основные идеи в прочитанном тексте (67 % педагогов); 3) объяснить или обосновать то, как учащиеся поняли текст (57 %). Реже педагоги используют такие задания, как сравнение прочитанного учащимися с тем, что они читали раньше и со своим жизненным опытом; прогнозирование событий, которые произойдут дальше в тексте; описание основных характеристик прочитанного текста (структуры текста, его стиля и др.).

Формирование умения извлекать информацию,

представленную в тексте

 Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения

3. Работа с текстом после чтения

I этап.Работа с текстом до чтения

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста

2. Постановка целей урока

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. 

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста

  • Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
  • Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста.

  • Обобщение прочитанного.

4. Выразительное чтение. 

III этап. Работа с текстом после чтения

  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

  • Обсуждение смысла заглавия.
  • Обращение учащихся к иллюстрациям, чертежам, схемам.

4. Творческие задания

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

 Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом  уроке, т.к. она основана на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Приемы работы с текстом учебника :

Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об изучаемом явлении. Но полное прочтение (без остановок) часто тяжело для восприятия учащимися. 

Выборочное чтение – прием, который можно широко применять на уроках. Используется для комментирования иллюстраций, подтверждения выдвинутых предварительно предположений, поиска ответа на заданный учителем вопрос и др.

Чтение с комментированием. Предполагает последовательное пошаговое рассмотрение материала, с обязательным обсуждением прочитанной части текста. 

Составление плана текста. Такое задание способствует более глубокому пониманию материала.

Чтение с пометками (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.

При работе с учебным и научно-популярным текстом как с источниками информации особое внимание уделяется формированию следующих умений:

– осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, решения учебно-познавательной задачи, поставленной перед его чтением, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации для выполнения различных заданий;

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

– делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план пересказа;

– вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;

– понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде;

– пользоваться словарями, справочниками;

– делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования;

– высказывать оценочные суждения о прочитанном, осмысливать и сопоставлять различные точки зрения.

Продолжают развиваться и следующие умения:

– анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать природные, социальные объекты и явления на основе их внешних признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (между живой и неживой природой, между образом жизни и здоровьем человека);

– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях;

– объяснять причины природных явлений, последовательность их протекания.

Формирование умения извлекать информацию, представленную в таблице

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Таблицы могут быть:

  • сравнительными
  • обобщающими
  • тематическими

При работе с таблицами следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

- как называется таблица; почему;

- какую информацию из нее можно извлечь;

-зачем нам таблица в задании;

- какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

- что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

- какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией, помещенной в них и составлять их самим.

Таблицы дают возможность учителю:

- организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;

–       обеспечивают длительный показ информации;

–   облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;

–       позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное.

Приведем примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Приемы работы с таблицами:

  • Таблица «ЗХУ»

Если нужно на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал».

Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. 

Затем заполняют следующую графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.  После заполнения колонки можно вывести тему и   цели   урока.

На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после   получении новых знаний учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  

  • «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.  

  • Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый прием.  Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.                
  • Таблица «Плюс – минус»

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. 
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» 
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» 

Формирование умения извлекать информацию,

представленную в иллюстрации

Иллюстративный материал как дидактическое средство обучения, развития и воспитания школьников является частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание школьников.

Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся.

        Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

Учебные иллюстрации, являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют :

  • развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
  • способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;
  • раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
  • помогают понимать и запоминать теоретические сведения;
  • раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;
  • помогают осваивать практические навыки.

Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется

- содержанием учебного материала;

- доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;

- необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;

- психологическими особенностями восприятия иллюстраций.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого - либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.

 Виды работы с иллюстративным материалом:

- нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

- сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

- работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

- подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним  вопросов для остальных учащихся;

- работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;

- самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

- подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

- составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

- заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);

- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);

- определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);

- «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);

- жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

- цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

- составление синквейна;

- составление фотоколлажа.

Работа с иллюстрацией:

Прием - использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.  

При «чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами.  На  это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятия искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к  изображаемому сюжету.

При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников.

Технология (обслуживающий труд)

Раздел «Кулинария»

Задание 1.

  1. Прочитайте текст.

Овощи желательно употреблять в пищу каждый день. Употребление овощей повышает усвояемость белков и углеводов. В овощах, особенно сырых, содержится много витаминов А, С, группы В, Е, К, кроме того, они предупреждают накопление избыточной массы тела. Овощи богаты минеральными солями, органическими кислотами, сахаром, клетчаткой.

Из овощей готовят самые разнообразные горячие и холодные блюда: закуски, первые блюда, вторые блюда. Из овощей можно приготовить различные соки: морковный, томатный, капустный и др. Овощи варят, жарят, тушат, запекают.

Большую популярность получили замороженные овощи и их смеси. Такие овощные полуфабрикаты используют для приготовления как первых, так и вторых блюд.

Для того, чтобы овощи были максимально полезны для организма человека, необходимо знать некоторые правила сохранения в них полезных витаминов и минеральных солей. Свеклу, морковь, картофель, кочаны капусты хранят в темном и прохладном помещении, квашеную капусту - под слоем рассола. При варке овощи закладывают в кипящую подсоленную воду. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят в кожуре, что позволяет практически полностью сохранить в них полезные вещества. При этом уровень воды должен быть на 1-1,5 см выше уровня овощей, так как излишнее количество воды увеличивает потерю питательных веществ. Чтобы уменьшить потерю витаминов, овощи следует варить в посуде с закрытой крышкой.

  1. Дополните предложения:

А) Употребление овощей ___________________________ белков и углеводов.

Б) В овощах содержится ____________________________________________

В) Овощи богаты ____________________, _____ __________________, __________, ________________________________

  1. Что готовят из овощей? ___________________________________________

________________________________________________________________

  1. Перечислите правила хранения овощей. _____________________________

________________________________________________________________

  1. Перечислите правила варки овощей.

А) варят в _______________________________________________________

Б) уровень воды __________________________________________________

В) овощи варят в посуде с __________________ крышкой.

Задание 2.

  1. Прочитайте текст.

Зачем живым организмам нужна пища? Еда- это своего рода «топливо», на котором работает организм, и для любого человека важно как можно больше знать об этом «топливе», уметь грамотно его использовать. Итак, питание - одна из важнейших составляющих здорового образа жизни человека, наряду с занятием физкультурой и спортом, правильным режимом труда и отдыха. О здоровье человека говорит внешность. У здорового человека чистая гладкая кожа, блестящие волосы, ясные глаза, белозубая улыбка. Чтобы поддерживать организм в рабочем состоянии, человек нуждается в постоянном поступлении пищи, которая является источником энергии и поставщиком строительного материала. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил работоспособность, пища должна дать ему все необходимые вещества и в определенном количестве. Изучением этих проблем занимается наука «Физиология питания».

В состав пищи входят различные питательные вещества растительного и животного происхождения. К их числу относятся белки, жиры, углеводы. Кроме того, в пище имеются необходимые человеку минеральные вещества, витамины и вода.

 Белки активно участвуют в обмене веществ, они необходимы для построения новых клеток и тканей. Главными поставщиками белков являются молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, горох, фасоль, соя.

Жиры- это источник энергии и регулятор проникновения в клетки воды, солей и других важных веществ. Жиры животного происхождения содержатся в сливках, сметане, сыре, сале, жиры растительного происхождения есть в растительном масле, орехах. Помните, что чрезмерное употребление жиров приводит к увеличению веса.

Основным источником снабжения организма энергией являются углеводы. Они помогают организму лучше усваивать жиры. Главные поставщики углеводов- продукты растительного происхождения: пшеничный и ржаной хлеб, мучные и кондитерские изделия, крупы, фрукты, ягоды, картофель и сахар.

Обязательной составной частью полноценного пищевого рациона являются минеральные вещества. Для нормальной жизни и здоровья человеку требуется, чтобы в пище обязательно содержались витамины.

  1. Перечислите признаки здорового человека. _________________________
  2. Что изучает наука физиология питания? _____________________________
  3. Заполните таблицу.

Питательные вещества пищи

Белки

 

 

 

 

Продукты, содержащие данные питательные вещества

Молоко, молочные продукты, мясо, рыба, яйца

 

 

 

 

Раздел «Машиноведение»

Задание 1.

  1. Прочитайте текст.

Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардо да Винчи, но так и остался невоплощенным.

В 1755 году немец Карл Вейзенталь получил патент на швейную машину, копирующую образование стежка в ручную. Это была однониточная машина.

 Более совершенная машина однониточного цепного переплетения была создана французом Б. Тимонье. Все эти машины не получили широкого практического применения.

И лишь в 1845 году американскому механику Элиасу Хоу  удалось сконструировать первую практически годную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту. И хотя патент на изобретение был приобретен в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка: здесь она нашла благоприятную почву и прошла свою замечательную эволюцию, явив миру Исаака Зингера. Механик, изобретатель, предприниматель и даже — актер  - именно он сумел дать швейной машине вторую жизнь, воплотив ее в гигантскую индустрию, которая процветает уже почти полтора века.

Этот тип машинок можно и сейчас встретить у некоторых бабушек, которую в народе называют по имени изготовителя "Поповкой". Изготавливалась она в мастерских купца Попова под маркой "Singer."

  1. Чей проект швейной машины остался невоплощенным? ________________________________________________________________
  2. Кто получил патент на изготовление однониточной швейной машины?

________________________________________________________________

  1. Что удалось сделать американскому механику Элиасу Хоу?________________________________________________________________
  1. Родиной швейной машины считается _______________________________
  2. Чем прославился Исаак Зингер? ___________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Раздел «Материаловедение»

Задание 1.

  1. Прочитайте текст.

Потребность человека в одежде появилась тогда, когда люди стали заселяться в более северных районах с холодным климатом.  Здесь стали появляться первые атрибуты одежды человека. В первоначальном варианте одежды это были шкуры животных, скрепленные сухожилиями. Процесс эволюции и развития одежды шел вперед. Одежда животного происхождения перестала устраивать человека, и он стал обращаться к растительности планеты. Путем экспериментов и проб пригодными материалами оказались лен и хлопок.

Первая одежда для человека из ткани называлась рубище. Это грубо обработанное вручную волокно льна послужило первым материалом, который стал основоположником для изготовлений первых одеяний человека.

Поскольку люди проживали в разных частях планеты, то они использовали различные материалы для ткачества.

Европейская часть в основном пользовалась льняными изделиями. Потому что в этих районах он благоприятно произрастал. Более юго-восточные части использовали для изготовления тканей хлопок. Юго-восточная Азия использовала нити, которые образовывали насекомые. Это тутовый шелкопряд, откуда и появился шелк.

2. Почему у человека появилась потребность в одежде?__________________

__________________________________________________________________

3. Во что одевались первобытные люди?_______________________________

__________________________________________________________________

4. Какие растения стал использовать человек для изготовления ткани?

_________________________________________________________________

5. Что называли основоположником первых одеяний?____________________

__________________________________________________________________

6. Дополни предложения:

А). Европейская часть планеты пользовалась ___________________________

Б). Хлопок для изготовления тканей использовали в _______________________

В). В юго-восточной Азии использовали _______________________________

Раздел «Конструирование и моделирование»

Задание 1.

  1. Прочитайте текст.

Фартуки, или передники, знакомы едва ли не каждому человеку. При работе они — надежные защитники от грязи. К тому же это хорошее украшение женского наряда, а рабочие передники входили в комплект профессиональной одежды.
В русском языке не было слова «фартук». Оно пришло к нам из немецкого языка. «Тух» – по-немецки «платок», «тряпка»; «фор» – приставка со значением «перед». Русские женщины называли эту часть одежды «завеска», «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного. Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет, так любимый русскими красавицами, был не только красивым. Он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, щедро украшенным яркой вышивкой, женщины полагали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.

  1. Определи главную тему текста.________________________________________
  2. Определи тип текста: описание, рассуждение, повествование.
  3. Как можно озаглавить текст?__________________________________________
  4. Допиши предложения, используя слова текста:

_______________       хорошее украшение женского наряда.

В комплект профессиональной одежды входили___________________________

_________________________________________________________________

Русские женщины называли эту часть одежды____________________________

________________________________________________________________

  1. Какие образы вышивали русские женщины на передниках?____________________________________________________________________________
  1. Найдите в тексте предложения, которые раскрывают значение красного цвета в русской вышивке.

Задание 2.

  1. Прочитай текст.

На основе построенного чертежа фартука можно моделировать огромное количество фасонов. Моделирование - это процесс разработки новых фасонов одежды по рисунку художника- модельера или фотографии из журнала мод. Можно выделить несколько способов моделирования:

- изменение геометрических размеров и формыотдельных деталей фартука;

- деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье, или объединение частей фартука в единые детали;

- применение художественной отделки,

-моделирование цветом.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.

Самый простой способ моделирования- изменение геометрической формы детали фартука. Большое значение при моделировании имеет цвет. Отдельные детали фартука могут быть выполнены из тканей, как гармоничных цветов, так и контрастных.

  1. Найди в тексте предложение, раскрывающее понятие моделирование.
  2. Подпиши способ моделирования к рисунку.                                                                                                                             

Задание 3.

  1. Прочитайте внимательно текст.

Утюг-элемент бытовой техники для разглаживания складок и заминов на одежде.Процесс разглаживания называют глажкой или глажением.Первым инструментом для глажения был просто тяжелый камень. В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века.

В середине 18 века появились более легкие утюги, чья внутренность была наполнена горящими углями. Березовые угли помещались внутрь корпуса такого утюга и закрывались сверху специальной крышкой. Сверху пристраивалась труба для улучшения тяги. В таких утюгах были обязательные отверстия по бокам для лучшего тления углей. Из-за этого таким утюгом необходимо было все время размахивать, чтобы усилить вентиляцию. Соответственно, угли постоянно высыпались и пачкали одежду. К тому же в прачечных появилась постоянная забота о том, чтобы своевременно подсыпать угли и поддерживать в них жар с помощью мехов.

Привычный нам электрический утюг был запатентован в 1862году американцем Генри Сили, а в 1903 году Эрл Ричардсон начинает опробовать производство так называемого «облегченного утюга с электрическим нагревом». Эксперимент удался, электрический утюг заявил о своем существовании. Правда в нем все еще не было спирали накаливания, в подошве находилось два угольных электрода, между которыми и возникала, при включении утюга, электрическая дуга. Зато это был первый в мире электрический утюг.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Подчеркните в тексте непонятные для вас слова. Выпишите их, найдите их пояснение в толковом словаре.

4. Ответьте на вопросы, используя слова текста.

Как называется процесс разглаживания?

Когда и кем был запатентован электрический утюг?

5.Допишите предложения, используя текст.

Утюг - __________________________________________________________

Бельё наматывалось на скалку, __________________________________

Появились более легкие утюги ________________________________

В подошве находилось _____________________________________________

6.Придумайте загадки про утюг.

Задание 4.

  1. Прочитайте внимательно текст.

Вячеслав Зайцев в области моды работает более 30 лет. Зайцев является основателем российского модного рынка. Он был первым советским модельером, который участвовал в международных демонстрациях моды.
Родился в Иваново, окончил Московский текстильный институт, работал главным дизайнером Всесоюзного Дома моделей в Москве, директором Московского дома мод, затем открыл свои салоны моделей.
Кроме одежды создаёт модели обуви, ювелирных украшений, кухонной посуды, мебели. Характерные черты его творчества: вкус, изысканная строгость, деловитость, элегантность и классика.

Валентин Юдашкин окончил Московский индустриально-педагогический техникум. Начинал работать как визажист, что помогло ему при его дальнейшей работе модельера. Первоначально создаёт модели для pret-a-porter и деловых женщин. Первым из российских модельеров участвовал в Неделе высокой моды в Париже. Филиалы его Дома моделей открыты в Милане, Париже. Одевает арабских принцесс. Валентин Юдашкин делает по 1000 моделей в год. Практически все модели распродаются. Любимые – хранятся в личном музее. 50% платьев делаются и драпируются модельером на модели вручную. Ткани для коллекций разрабатываются по личным эскизам Юдашкина. В. Юдашкин одевает звёзд российской эстрады: Иосифа Кобзона, Аллу Пугачёву, Филиппа Киркорова, Александра Буйнова, Владимира Преснякова, Надежда Бабкину.

Характерные черты его творчества: дороговизна ткани и отделки; сочетаниенесочетаемого; вызываемость форм, экстравагантность.

  1. О чем идет речь в данном тексте?
  2. Подчеркните в тексте непонятные для вас слова. Выпишите, найдите их толкование в словаре.
  3. Допишите предложения, используя слова текста.

Зайцев является ___________________________________________________

_________________________________________________________________

Первым из российских модельеров ___________________________________

_________________________________________________________________

50% платьев ______________________________________________________

_________________________________________________________________

Характерные черты его творчества____________________________________

_________________________________________________________________

Попробуй себя в роли модельера. Нарисуй эскиз платья для своей любимой куклы


Разделы сайта