Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Інтэгрыраванае навучанне і выхаванне

 

В нашей школе функционируют классы интегрированного обучения и воспитания.

В 2020/2021 учебном году такими классами являются:

2 "А", 2 "Б", 3 "А", 4 "А",  5 "А",  5"Б", 6 "А", 7 "А", 9"Б"

Для таких учащихся по всем учебным предметам разрабатываются индивидуальные задания с учетом особенностей каждого.     

С такими учащимися осуществляется дополнительная коррекционная работа учителями дефектологами Новосад Ю.И.,  Кирьяновой Н. А., Климович Т.Н., Тадрой Ю.И., Колядой Н.А., Вериной Л.В, Федоренко Д.А.


Блог "Страничка учителя-дефектолога"


Возрастные нормы речевого развития детей

К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения. 
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]). 
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.


Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Однако очень важно, чтобы родители такого малыша побольше узнали об этом недуге и приняли активное участие под руководством специалиста в работе по его преодолению.

Большую часть времени ребенок находится с родными, он непрерывно общается с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами, поэтому роль семьи в коррекционной работе огромна.

 Алалия (от греч. а — частица, означающая отрицание, и лат. lalia — речь) — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

Нарушение нормальной деятельности мозга вызывается разнообразными причинами: воспалительные процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развитии ребенка, природовые черепно-мозговые травмы и асфиксии новорожденных, внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, болезни раннего детства с осложнениями на мозг и т.д.

При алалии происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни малыша, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга, и когда стаж пользования ребенком речью еще очень мал. Развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается после рождения ребенка.

Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, а это влечет за собой снижение работоспособности клеток головного мозга.

Последние исследование показывают, что при алалии имеют место нерезковыраженные, но множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий, т. е. билатеральные поражения. При односторонних повреждениях мозга речевое развитие осуществляется за счет компенсаторных возможностей здорового, нормально развивающегося и функционирующего полушария. При билатеральных повреждениях компенсация становится невозможной или резко затруднительной.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока, центр Вернике) различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалий у детей.

Для детей с моторной алалией характерно снижение речевой активности, речевой негативизм (нежелание говорить), постепенное отставание в психическом и интеллектуальном развитиии. Очень часто к проявлениям неврологической недостаточности присоединяется неправильный воспитательный подход со стороны родителей. К таким деткам снижаются требования, близкие стараются оградить их даже от необходимого и вполне посильного труда, а это, в свою очередь, усугубляет негативные личностные особенности ребенка: часто он становится более упрямым, капризным, раздражительным. Малышу трудно научиться правильно одеваться, он не может застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. У ребенка нарушена общая моторика: он неловко двигается, чаще обычного спотыкается и падает, не может попрыгать на одной ноге. Мягко объясняйте ему, показывайте, помогайте выполнять те или иные действия. Обязательно хвалите. Постарайтесь внушить малышу, что есть определенные нормы поведения, жизненные правила, которые должны быть выполнены. Если ребенок начинает капризничать, переключайте его на другой вид деятельности или просто отдохните вместе с ним. Имейте в виду, что у деток с моторной алалией повышенная утомляемость и низкая работоспособность. Характерным признаком моторной алалии является преобладание расстройств экспрессивной речи, т. е. резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний.

При моторной алалии могут наблюдаться разные уровни речевого развития: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-граматического и фонетико-фонематического недоразвития.

При моторной алалии понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные обращения взрослых, выполняют простые просьбы и поручения. Нередко родители на приеме у логопеда отзываются о своем ребенке так: «Он все понимает, только ничего не говорит». Однако более тщательное и целенаправленное психолого-педагогическое обследование этих детей позволяет сделать заключение о том, что понимание речи у них нередко ограничивается лишь обиходной ситуацией. Детям трудны задания, предусматривающие понимание форм единственного и множественного числа глаголов и существительных («Покажи, про кого говорят плывет и про кого — плывут»; «Дай мне гриб, а себе возьми грибы»); форм глаголов мужского и женского рода прошедшего времени («Покажи, где Саша выкрасил самолет, а где Саша выкрасила самолет»); отдельных лексических значений («Покажи, кто идет по улице, и кто переходит улицу»); пространственного расположения предметов («Положи ручку на книжку, положи ручку в книжку»); установление причинно-следственных связей.

Ошибки в выполнении подобных заданий объясняются тем, что дети преимущественно ориентируются на лексическое значение слов, составляющих инструкцию, и не учитывают грамматических и морфологических элементов (окончаний, предлогов, приставок и пр.), уточняющих смысл. Трудности в понимании речи сохраняются длительное время, для их устранения требуется специальное обучение.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук. скрежет. свист и другие). Вместе с тем малыши испытывают большие трудности в определении направления звука.

У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов. Чаще всего ребенок вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос. В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки.

Ведущим дефектом для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятие фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Это может быть полное неразличение речевых звуков, то есть полное непонимание обращенной к нему речи, а в долее легких случаях — затрудненное восприятие речевого материала на слух. Ребенок может не различать слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка — бочка; мышка — миска; рак — лак), не улавливают разницу в грамматических формах.

Сенсорную алалию часто смешивают с тугоухостью, аутизмом или умственной отсталостью. Обязательно следует обратиться к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем к психоневрологу и к логопеду или посетить медико-психолого-педагогическую комиссию, где проведут тщательное обследование и выставят правильный диагноз. При клиническом диагнозе «алалия» логопед ставит речевой диагноз «обще недоразвитие речи» (I, II или III уровень).

Так как стойкий речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности, успешная логопедическая коррекция часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Основными лекарственными препаратами, применяемыми при лечении общего недоразвития речи и различных нарушений психической деятельности, являются психостимуляторы. Эти лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма. Среди них особо важное значение имеют ноотропы (ноо — греч. «разум», тропос — «движение»). Препараты этой группы непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь, по существу, синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемые в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя тем самым их деятельность.

Дети с общим недоразвитием речи, обусловленым алалией, нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдении режима дня, закаливании организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании. Многие из них нуждаются в массаже, лечебной гимнастике, ритмике. Важное значение имеет развитие двигательных функций и коррекция даже нерезко выраженных двигательных нарушений. Важное значение для развития движений имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Малыш учится слушать песенки, понимать их содержание и выполнять действия в соответствии с содержанием. Необходимо также тренировать ребенка в равновесии, формировать у него так называемую перекрестную координацию движений. Например, в положении лежа на спине одновременно поднимаются вверх правая рука и левая нога или они отводятся в сторону. Такие упражнения можно делать сидя и стоя. Ранняя стимуляция моторного развития и коррекции двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и метолов поэтапного логопедического воздействия. Хочется отметить, что даже самый опытный специалист-логопед не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления формирования психологической базы речи:

· научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски сегена);

· научить составлять предмет из составных частей различного количества;

· научить различать звуки по звуковысотным характеристикам на материале звучащих игрушек;

· научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка);

· научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактурк, величине, форме.

Важно: довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой — до 7 элементов. Научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.

· научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида;

· научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое).

Родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»)

Логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»).

Научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам: · по размеру; · по высоте; · по длине; · по насыщению цвета (от ярко-красного к розовому).

Как уже говорилось выше, без помощи логопеда родителям ребенка с алалией никак не обойтись. Это должно быть долгое целенаправленное и систематическое сотрудничество.

Логопед составит для малыша индивидуальную коррекционную программу, объяснит родителям, как правильно играть в ту или иную игру, поможет подобрать полезные для малыша игры и пособия, которые должны быть в доме для ежедневных занятий, будет проводить 2-3 раза в неделю коррекционные занятия. Если своевременно начать комплексную коррекционную работу, вести ее систематически, то в некоторых случаях возможно практически полная речевая реабилитация ребенка к 7-8 годам, что дает ему возможность посещать общнобразовательную школу.

Однако, часто родители не своевременно обращаются к врачу, им кажется, что малыш заговорит сам, теряют драгоценное время. В этих случаях медико-психолого-педагогические коммисии рекомендуют детям посещение специальных речевых школ.

Чтобы избежать таких последствий, необходимо с самого рождения пройти психолого- педагогическую диагностику (программа раннего выявления патологического развития и раннего коррекционного вмешательства), чтобы определить уровень психического развития (опережение, норма, задержка), а так же предрасположенность ребеночка к тем или иным заболеваниям. Особенно важно это в тех случаях, когда в семье имелись какие-либо наследственные заболевания, с осложнениями проходила беременность, были тяжелые роды и в некоторых других случаях. 


Как предупредить нарушения речи. Всё начинается с детства

Чтобы предотвратить нарушения речи ребенка, нужно устранить из его жизни причины, способные привести к их возникновению. Главное - сделать это своевременно. На каждом этапе развития ребенка есть свои особенности такой профилактики.

Учитывая значимость наследственности, будущим родителям (особенно при особо неблагоприятной наследственности) необходимо обратиться к специалисту, оценить вероятность генетической передачи патологии ребенку.

Ни для кого не секрет, что вредные привычки родителей пагубно сказываются на развитии плода, поэтому обязательной частью профилактики является отказ от курения и употребления алкоголя хотя бы за некоторое время до рождения ребенка.

Очень важно обеспечить нормальное протекание беременности: соблюдать меры предосторожности, избегать стрессов. Разрешение различных семейных конфликтов лучше отложить, оградить будущую мать от переживаний. Чрезвычайно важен и сам процесс родов.

После рождения ребенка нужно очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития. Заметив любое отставание или отклонение от нормы, необходимо сразу выяснить причины и принять меры, ведь на раннем этапе преодолеть его легче.Так например, если ребенок отказывается от груди, плохо сосет,поперхивается при глотании, следует обратиться к неврологу. Такие симптому могут быть проявлением дизартрии.

Непосредственная профилактика нарушения состоит из двух частей. Во-первых, забота о физическом и нервно-психическом здоровье и о сохранности речевых органов (не допускать ушибов в области головы, детских инфекций и заболеваний, повреждений органов слуха, а также оберегать артикуляционные органы – исключить сосание пальцев, позаботиться о своевременном подрезании уздечки языка; беречь нервную систему ребенка – никаких громких окликов и запугиваний). Во-вторых, правильное речевое развитие ребенка (обеспечить благоприятное речевое окружение – медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, поощрять его лепет мимикой радости, как можно больше разговаривать с ним, ненавязчиво и четко произносить неправильно сказанные им слова, приучать его во время разговора смотреть прямо в лицо собеседника, привить ему сознание необходимости речевого общения, исключить «сюсюкание» с ним, заниматься пением, развивать ручную моторику).

Если один из этапов развития ребенка протекал не совсем благополучно, не стоит впадать в панику. Приложите все усилия к обеспечению благоприятных условий для дальнейшего речевого развития.

Важно знать, что речевые расстройства могут возвращаться (особенно при заикании), поэтому необходимо заниматься и их профилактикой – постоянно закреплять первичный результат, доводить до полной автоматизации, непрерывно контролировать речь. Своевременно неисправленные нарушения речи остаются. С возрастом незакрепленные звуки мешают полноценно формироваться личности, вызывают комплексы. Поэтому важно своевременное устранение любых речевых проблем.


Советы логопеда для пап и мам

Проблемы с развитием речевых навыков, если они не имеют серьезных причин, требующих длительного лечения, изначального формирования и развития, могут быть устранены в самом раннем возрасте ребенка, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его почаще совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую. Такие несложные упражнения можно приучить делать ребенка каждое утро, в тот момент, когда он чистит зубы. Для того, чтобы малышу были интересны такие необходимые занятия, можно придумать для них игровое оформление или самим делать их, а затем просить ребенка повторить их за вами.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее. Именно поэтому, следует внимательно следить за развитием речи своего ребенка, а также хорошо знать признаки, явно свидетельствующие о его неправильном протекании:

— маленький словарный запас ребенка;

— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;

— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;

— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;

— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.

Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка.

 

Раздзелы сайта