«Что должны знать родители о подготовке будущих первоклассников»
Готовность к школе - это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам.
Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, считать и писать.
Готовность к школе состоит из нескольких компонентов:
-Психологическая готовность (Интеллектуальная, мотивационная, волевая, коммуникативная)
-Физическая готовность (Здоровье, моторика рук, движения, возраст)
-Специальная готовность (Чтение, счет, учебные умения)
-Психологическая готовность
-Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем.
Запас знаний, усвоенных в системе.
Желание узнавать новое, любознательность.
Развитие образных представлений.
Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
Смысловое запоминание.
Высокая мотивационная готовность
Наличие у ребенка познавательных интересов:
любит книги;
любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания;
любознателен;
задает много вопросов.
Признаки познавательной активности
- Ребенок занимается умственной деятельностью.
- Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос.
-Просит почитать книги, дослушивает до конца.
-Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением.
- Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки.
-Дожидается ответа на поставленный вопрос.
«Социальная позиция школьника»
Сформированность «социальной позиции школьника»:
Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности.
Эмоционально – благополучное отношение к школе.
Личностная и социально-психологическая готовность
Принятие позиции школьника.
-Потребность в общении
-Умение подчиняться правилам и интересам группы.
-Способность устанавливать отношения с другими детьми.
-Способность действовать совместно с другими детьми.
-Волевая готовность -умение сдерживать и контролировать поведение
-Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания.
Эмоционально-волевая готовность
-Способность управлять своими эмоциями и поведением.
-Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.
-Стремление преодолевать трудности.
-Стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность
Это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:
-играть и общаться с другими ребятами;
-быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
-общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
-доброжелательность и отсутствие агрессивности.
Физическая готовность
-Состояние здоровья.
-Физическое развитие.
-Развитие анализаторных систем.
-Развитие мелких групп мышц.
-Координация движений в соответствии с возрастной нормой
-Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Что должен знать будущий первоклассник?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему
первокласснику необходимо:
-знать все печатные буквы алфавита. Если вы научите ребенка читать, то помните, процесс чтения должен доставлять ребенку удовольствие. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения;
-уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
-уметь составлять рассказ по картинке;
-уметь составлять несколько предложений о предмете;
-уметь последовательно передавать содержание сказки.
В области развития элементов математического представления:
-знать цифры от 0 до 9;
-уметь считать до 10 и обратно;
-уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
-уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
-знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
-иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, раньше-позже, перед-за, между и т. д.;
В области представлений об окружающем мире:
-уметь различать по внешнему виду растения
-уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
-иметь представление о сезонных признаках природы,
-знать названия времен года, названия 12 месяцев; названия всех дней недели;
-в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
-полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
-знать правила поведения в общественных местах и на улице
-уметь строить адекватные отношения с учителем. Ребенок должен понимать, что с учителем в школе нужно вести себя не так, как с родителями, бабушкой или другом;
-уметь слушать учителя и выполнять его задания
И, конечно же, у будущего первоклассника должно быть желание учиться в школе.
От Вас родители, прежде всего зависит, с каким настроением придет ребенок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или с желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д. Но сильно не расстраивайтесь, если этого желания нет. Многие дети просто не хотят брать на себя ответственность, выполнять требования.
В возрасте 6-7 лет психика детей очень пластична, и придя в школу, такие дети быстро начинают чувствовать удовлетворение от обучения, но при условии, если взрослые помогут им.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
-Развитие мелких мышц руки:
-Работа с конструкторами разного типа;
-Работа с ножницами, пластилином; (аппликации, лепка)
-Рисование в альбомах (карандашами, красками);
-Нанизывание бус, бисера
-Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
-Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
-Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
-Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
-Всасывание пипеткой воды.
-Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
-Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
-Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Развитие моторики
В понедельник ребенок рисует, например, фломастером – толстым и тонким “кривулечки”, а вы дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Во вторник – карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить).
В среду возьмём акварельные краски или гуашь. И тонкой кисточкой обведём рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или кружочки). Зачем? Ведь ребёнку придётся в прописях повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка. Если кружочки не получаются, купите волчок или юлу и крутите их правой и левой рукой, развивая пальчики.
В четверг будем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Причём закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаз приучаются работать вместе.
О левой руке. Она чаще бездействует. Но когда работают только правой, добра не ждите. Со временем может искривиться позвоночник. Обе руки должны быть на столе: это поза пишущего. Но она-то для ребёнка не естественна. Как же быть? Надо научить мальчиков и девочек набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение.
Вырезание
Теперь о пальчиках. Они такие непослушные. Вы их тренируете теми же спицами. Лепите из жёсткого пластилина или глины баранки и гирлянды, выдавливайте пальчиками фигурки (грибочки, шарики, лодочки) на поверхности. А на мягком пластилине, как гравюру, можно выдавливать разные фигурки.
Купите перьевую ручку. Пусть сын или дочка пишет всё, что захочется. Всё ещё не получается? Не ругайтесь, пусть будут виноваты пальчики – что-то они сегодня разленились. Ну, а если работа понравится, считайте, малыш у вас уже пишет. И тогда письмо в классе у него будет получаться всё лучше.
Развитие познавательных способностей:
-развитие памяти, внимания, восприятия, мышления
Развитие речи
полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому»;
учить задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»;
учить ребенка пересказывать. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать;
употреблять в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Разговорная речь
Обсуждая прочитанное, учите малыша ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
О чтении
Выучите все буквы сразу. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать, и поищите книги с кратким текстом. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю – достаточно). Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтет несложные фразы.
Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же.
Для грамотного овладения чтением и письмом очень важен звуковой анализ слов, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам.
И конечно, не забывайте читать.
Для математики
Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, ракушки, деревья.
Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков.
Важно, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее.
Чем лучше он это знает, тем легче ему будет в школе научиться вычитать.
Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на пляже под зонтиком сидят трое детей и четверо взрослых. Сколько всего человек под зонтиком? Ребенок должен уметь вслушиваться в условия задачи.
Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство.
Наши рекомендации
1) Организуйте распорядок дня:
стабильный режим дня;
полноценный сон;
прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности
Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка
Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
Составляйте рассказы по картинкам.
Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными)
1. При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
2. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
3. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях вашей школьной жизни
4. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
5. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу.
6. Давайте ребенку право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте.
7. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Ребенок пока ещё учится и очень нуждается в вашей поддержке, понимании и одобрении.
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Желаем Вам успеха!
Что нужно знать родителям будущих первоклассников?
Ваш ребенок в этом году пойдет в первый класс? Поздравляем – начинается новый этап в Вашей жизни. Да, да, именно в Вашей жизни, потому что посещение школы ребенком внесет изменения в привычный семейный ритм.
1. Школа – это стресс
Все новое – вызывает эмоции. В зависимости от личности ребенка, его индивидуальных особенностей – разные способы, разная степень выражения внутренних переживаний становится видна окружающим. Попасть в новую обстановку с новыми правилами и требованиями, новыми людьми – это в любом случае стресс. Каким бы активным и общительным ни был ваш ребенок – он тоже переживает.
Многие родители сравнивают начало обучения в школе – с началом посещения детского садика. Помните, как это было у Вас? Сейчас придется пережить нечто подобное, только в большей мере, так как требования общества к ребенку неуклонно возросли. И без родительской поддержки, внимания ему будет очень трудно.
Может, есть возможность взять отпуск на сентябрь? Или продумайте подходящие для вас другие варианты, чтобы вовремя оказать необходимую помощь новоиспеченному первокласснику.
2. Без подготовки – не бывает сноровки
Лучший вариант – посещение подготовительных курсов при школе, в которой вы планируете дальнейшее обучение. Только посещение курсов обеспечит нужную психологическую готовность к школе, поможет ребенку быстрее адаптироваться в коллективе, получить необходимую теоретическую подготовку, соответствующую требованиям данной начальной школы и конкретного учителя.
Следует заметить, подготовительные курсы позволят Вам увидеть школу «изнутри», познакомиться с персоналом школы, учителями, руководством и в последующем – сделать правильный выбор школы, имея объективную информацию. Всегда проще принять верное решение на основании своих наблюдений, нежели используя чужие отзывы.
3. Главное – учитель
Профессионал отличается от непрофессионала тем, что профессионал знает, куда нужно смотреть. На что следует «смотреть» родителям, выбирающим начальную школу своему ребенку?
Большее количество часов ребенок будет проводить со своим классным руководителем, учителем основных предметов. Не стоит полагаться на мнение со стороны, довольствоваться чтением портфолио (папка о заслугах и достижениях) учителя. Обязательно пообщайтесь с ним лично. Вам предстоит 4 года обсуждать с ним успехи и неудачи образования своего ребенка. Именно он будет новым авторитетом для вашего ребенка и в чем-то примером для подражания.
Памятка для законных представителей будущих первоклассников
Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.
Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?» Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
Не изматывайте детей, не читайте им морали.
Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания,
Приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли по-другому?»
Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность развития детей.
ДЕЛАЙТЕ!
Радуйтесь вашему ребенку.
Внимательно слушайте вашего ребенка, когда он разговаривает с вами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Будьте терпеливы.
Говорите медленно.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Чаще хвалите вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы поколений возникают гораздо реже.
НЕ ДЕЛАЙТЕ!
Не перебивайте ребенка.
Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
Не говорите, например: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
Не критикуйте вашего ребенка в присутствии других людей.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
Не стоит чрезмерно беспокоиться по поводу каждой перемены в ребенке, небольшого продвижения вперед или назад.
Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов и впечатлений.
Обращайтесь с ребенком так, как подсказывает родительское сердце.
раскрыть » / « свернуть