Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Безотметочное обучение

Методические рекомендации по организации безотметочного обучения

по учебному предмету «Изобразительное искусство» 

Контроль и оценка уровня учебных достижений учащихся 3-го класса по изобразительному искусству в рамках безотметочного обучения осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметки. Это позволяет устранить психологический дискомфорт у школьников, связанный с получением неудовлетворительной отметки, способствует формированию адекватной самооценки у учащихся 3-го класса, развивает элементы самостоятельной контрольно-оценочной деятельности. Приоритетная ориентировка на художественно-творческую деятельность также диктует особые требования к оцениванию учебных достижений учащихся. Оценивание должно носить стимулирующий характер, поддерживать интерес к изучению предмета, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Кроме того, учителем должен оцениваться не только конечный результат художественно-практической деятельности (рисунок, поделка, лепка), но и результат познавательной деятельности учащихся на уроке.

Содержание обучения по изобразительному искусству включает два компонента: эстетическое восприятие действительности и искусства и практическую художественно-творческую деятельность. Оцениванию подлежат все виды деятельности учащихся на уроке, однако уровень учебных достижений по второму направлению играет решающую роль. Оценка может быть внешней (со стороны учителя и других учащихся) и внутренней (осуществляется самим ребенком). Контроль по учебному предмету «Изобразительное искусство» может осуществляться в начале учебного года (предварительный контроль); на каждом уроке (текущий поурочный), по изучению отдельной темы, раздела (текущий тематический); по окончанию четверти, полугодия (промежуточный); по итогам года (итоговый).

1. Предварительный контроль – позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся перед началом изучения нового материала и устранить пробелы в имеющихся знаниях, умениях и навыках. Базой для обучения изобразительному искусству в 3-м классе являются знания, умения и навыки, полученные во 2-м классе. Критерии для предварительного контроля могут быть составлены учителем на основе раздела учебной программы «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса».

2. Текущий контроль – осуществляется на каждом уроке (поурочный) или по изучению отдельной темы, раздела (тематический).

2.1. Поурочный контроль позволяет оценить качество знаний на каждом уроке по разделу «Восприятие действительности и искусства» и качество художественно-практических умений и навыков творческой деятельности на определенном её этапе. Цели и задачи каждого урока ориентированы на:

– приобретение теоретических знаний из области изобразительной грамоты;

– формирование, закрепление и совершенствование способов деятельности;

– формирование эмоционально-ценностных отношений;

– формирование навыков творческой деятельности.

В связи с этим при данном виде контроля контрольно-оценочная деятельность учителя сводится к вычленению из целей и задач конкретного урока критериев для содержательного контроля и оценки.

2.2. Тематический контроль позволяет оценить уровень учебных достижений по окончании изучения темы или раздела. Структура и содержание учебной программы, а также примерного календарно-тематического планирования по изобразительному искусству предусматривают пять основных тем, совпадающих (в большинстве своём) с темами четвертей. Первая четверть отведена для изучения темы «Живопись», вторая – «Графика», четвертая – «Архитектура». Третья четверть предусматривает изучение двух основных тем – «Декоративно-прикладное искусство», «Скульптура». В этой связи тематический контроль 1-й, 2-й, 4-й четвертей совпадает с промежуточным и осуществляется по их окончании. В середине 3-й четверти проводится тематический контроль по теме «Декоративно-прикладное искусство», в конце четверти – тематический (и промежуточный) по теме «Скульптура».

В связи с тем, что календарно-тематическое планирование является примерным, учитель может менять последовательность уроков и корректировать время на изучение отдельных тем, однако критерии для оценки учебных достижений учащихся остаются неизменными. Фиксацию учебных достижений следует осуществлять в форме таблицы, в которую внесены критерии для содержательного контроля и оценки. В процессе знакомства с тематическим блоком обучение проходит в несколько этапов:

1)    получение представлений об объекте изучения;

2)    узнавание объекта изучения среди других;

3)    различение, дифференцировка объекта среди подобного рода объектов;

4)    сознательное действие по образцу на основе полученных представлений об объекте изучения;

5)    сознательное действие по усвоенному правилу или алгоритму в знакомой ситуации;

6)    использование знаний об объекте изучения в художественно-творческой деятельности.

Таблицы для фиксации учебных достижений имеются у учителя и в адаптированной форме у каждого учащегося. Учитель фиксирует успеваемость каждого учащегося класса. Учащийся имеет возможность оценить себя самостоятельно. В конце изучения тематического блока учитель собирает таблицы учащихся для сверки объективности оценки. При наличии расхождений в оценке учителя и учащегося проводится беседа с целью выявления объективности оценки учебных достижений.

Оценка эмоционально-ценностных отношений может производиться опосредованно. Об уровне их сформированности свидетельствуют особенности мотивационно-потребностной сферы личности учащегося: положительное эмоциональное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к художественно-творческой деятельности, самостоятельное художественное творчество, посещение занятий по интересам, кружков художественной направленности и пр.

3. Итоговый контроль – осуществляется по окончании учебного года. Критерии разрабатываются учителем на основе раздела учебной программы «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся III класса». При итоговом контроле учителю важно учитывать индивидуальные достижения учащихся на протяжении учебного года (участие в выставках, конкурсах, помощь в оформлении школы, класса и т.п.).

Формы контроля. Все виды контроля могут осуществляться в устной и практической формах. При устных формах учитель обращает внимание на знание учащихся теоретических основ изобразительного искусства, полноту ответа, оригинальность суждений. При практических формах значимым является умение последовательно выполнять учебные задания, творческий характер их выполнения.

При восприятии искусства оценивается уровень теоретического владения материалом (вид искусства, композиционное и колористическое решение, материалы и техника выполнения художественного произведения), уровень художественного восприятия (умение охарактеризовать художественный образ, средства его создания). При этом могут использоваться следующие методы:

– устный опрос (ответы на вопросы учителя или учащихся, анализ произведения искусства по предложенному заданию или алгоритму);

– выполнение практических заданий на закрепление знаний по теоретическим основам изобразительного искусства (викторины, тесты на определение вида искусства, задания на соотнесение вида искусства и произведения, произведения и художника и т.п.).

В целом при оценке практической работы учитывается соответствие теме задания, общая идея, выбор средств для создания художественного образа, его художественная выразительность, уровень владения соответствующей художественной техникой, самостоятельность выполнения задания, законченность работы. На каждом уроке к вышеперечисленным общим критериям добавляются частные, связанные с решением учебных изобразительных задач урока и видом художественно-практической деятельности (рисунок с натуры, по памяти, по воображению, на тему; лепка; конструирование и др.).

– самоанализ практической работы, анализ работ одноклассников.

При выполнении упражнений, направленных на овладение определенными умениями и навыками, основным критерием оценки является изобразительная грамотность учащихся.

В начале учебного года целесообразно проводить диагностику уровня развития изобразительных способностей учащихся. На основе результатов диагностики учитель планирует системную работу с классом на предстоящий учебный год в рамках учебной программы.

Содержательная оценка результатов учебной деятельности учащихся по изобразительному искусству за четверть осуществляется на основе анализа всех учебных достижений, полученных в течение четверти с учетом индивидуальных достижений ученика с преимуществом оценивания ведущих видов практической деятельности. В конце учебного года учитель может организовать выставку наиболее удачных работ учащихся. Необходимо, чтобы работы каждого учащегося были представлены на выставке.

Учителю необходимо прослеживать динамику развития учебных достижений каждого учащегося на протяжении учебного года.

В рамках обучения изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе особое значение приобретает обоснование учителем оценки знаний, умений и навыков учащихся. Смысл оценочных суждений состоит в раскрытии позитивных сторон ответа, указании на пути устранения пробелов в теоретических знаниях и практических умениях учащихся. В данном аспекте требуется индивидуальный подход, поддержка учебных достижений учащихся посредством положительных оценочных суждений.

Документация учителя. Систематический учет учебных достижений учащихся по изобразительному искусству может вестись учителем в специальной тетради, где отражается качественная оценка учебной деятельности учащихся. Фиксация уровня учебных достижений учащихся осуществляется в форме таблиц.

В конце учебного года учитель осуществляет содержательный анализ своей деятельности с указанием динамики учебных достижений учащихся на протяжении учебного года, уровня усвоения учащимися знаний и умений по основным учебным изобразительным задачам и темам учебного предмета «Изобразительное искусство», результатов итоговой творческой работы, сведений о выполнении программных требований, успехов и возникших трудностей.

На уроках по учебному предмету «Изобразительное искусство» учащиеся в учреждении общего среднего образования должны иметь альбом для рисования. Фиксация учебных достижений учащихся может осуществляться ими в тетради по самооценке.

Рекомендации

по организации безотметочного обучения

учащихся третьих классов

по учебному предмету «Музыка»

Обучение музыке в 3 классе осуществляется на содержательно-оценочной основе. На уроках используется словесно-содержательная оценка результатов учебной деятельности учащихся.

Безотметочное обучение музыке предполагает гармоничное сочетание внешней и внутренней оценки. Внешняя оценка осуществляется учителем и одноклассниками, внутренняя оценка – самими учащимися.

Превалирование на уроках музыки коллективных форм музицирования обусловливает особое внимание к выработке у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов учебной деятельности. В процессе коллективного исполнения музыкального произведения учитель часто оказывается включенным в исполнительский процесс. В этой связи такие виды деятельности, как вокальное и инструментальное музицирование в большей степени ориентированы на внутреннюю оценку. В том случае, если музыкальное произведение предполагает возможность сольного исполнения или импровизации, необходимо сочетать внутреннюю оценку с внешней. Широкие возможности для формирования у учащихся умений самостоятельного оценивания результатов учебной деятельности предоставляет слушание музыки. Результаты индивидуального восприятия музыки обычно корректируются в процессе последующего коллективного обсуждения, что способствует становлению у учащихся адекватной оценки собственной учебной деятельности. Сочетание внешней и внутренней оценки также является целесообразным в процессе интерпретации музыкального образа, при составлении исполнительского плана музыкального произведения.

В оценке выделяются количественная и качественная составляющие. Количественная составляющая позволяет соотносить результаты учебной деятельности учащихся с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету «Музыка». Посредством количественной составляющей фиксируется динамика учебных достижений учащихся. Качественная составляющая оценки отражает отношение учащихся к предмету в целом и к отдельным видам музыкальной деятельности. Посредством качественной составляющей оценки фиксируется динамика развития музыкальных и коммуникативных способностей, а также мышления, внимания, воли.

В процессе обучения музыке учащихся третьих классов используются различные виды контроля. В начале года следует осуществить предварительный контроль, который позволит установить исходный уровень обученности, общего и музыкального развития учащихся. Содержание предварительного контроля должно соответствовать требованиям к уровню музыкального развития учащихся второго класса, приведенным в учебной программе по учебному предмету «Музыка».

Формы и методы осуществления контроля должны соответствовать специфике предмета. Рекомендуется сочетать тестовые задания, разработанные Национальным институтом образования, с различными формами практической музыкальной деятельности. На основании результатов предварительного контроля учитель разрабатывает стратегию обучения.

Поурочный контроль позволяет проследить за динамикой учебных достижений и развития учащихся. Тематический контроль в третьем классе осуществляется один раз в четверть. Этот вид контроля направлен на проверку результативности усвоения учащимися тем «Песенный, танцевальный и маршевый характер музыкальной речи», «Интонация», «Развитие музыки», «Строение (формы) музыки». Содержание контроля должно соответствовать вопросам и заданиям, приведенным в учебном пособии «Музыка. 3 класс». Для осуществления тематического контроля рекомендуется использовать тестовые задания, разработанные Национальным институтом образования, в сочетании с различными видами практической музыкальной деятельности.

Уровни усвоения учебного материала определяются в соответствии с показателями, приведенными в нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету «Музыка».

В процессе обучения учитель ведет систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы по учебному предмету «Музыка». Основным документом учителя является классный журнал. Он заполняется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Отметки в классный журнал не выставляются.

С целью формирования умений оценочной деятельности на уроках учащимися могут быть использованы тетради самооценки. Содержание тетрадей самооценки структурировано в соответствии с темами, приведенными в примерном календарно-тематическом планировании по учебному предмету «Музыка». В тетради самооценки учащиеся выполняют задания с использованием нотной записи. Здесь же приведены основные музыкальные термины, используемые в рамках урока. Рекомендуется проверять тетрадь самооценки не реже одного раза в четверть.

 

Разделы сайта